Сказание об иконе

This slideshow requires JavaScript.


…Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей иконе Твоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению…

 

Празднование совершается 8 января (26 декабря)

Остробрамская икона Божией Матери во граде Киеве

 

СКАЗАНИЕ ОБ ОСТРОБРАМСКОЙ ИКОНЕ

Глава 1

вВиленских (ныне г. Вильнюс) храмах в числе святынь, украшающих стены и алтари древних и менее старинных памятников архитектуры и искусства, находится несколько икон, которые в древности были достоянием Греческой церкви и ее последователей, как в пределах России, так и вне её.
Однако ни одна из святынь не пользуется таким почитанием среди населения как Восточной, так и Западной Церкви, не окружена таким благоговением, как Виленская восточная икона Благовещения Пресвятой Богородицы, помещенная в Вильно в часовне на Острых Воротах и именуемая «Остробрамской» или «Островратной», поклонение которой является величайшим счастьем и отрадой для всякого верующего во Всемогущего Господа.
Кто был ее творцом и в каком именно году она была написана, определить очень трудно. Существует предание, что эта святая икона явилась в городе Вильно на Острых воротах 14-го апреля 1431 года, и Восточная Православная Церковь, воздавая надлежащее чествование памяти святых литовских и виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия 14 апреля, ежегодно посвящает этот же день и празднеству Остробрамской иконы, которая первоначально находилась в Троицком православном монастыре, где почивали в то время святые мощи трех упомянутых мучеников, угодников Божиих.
Однако, если рассмотреть письменные доводы, изложенные в виде исторических актов, касающихся города Вильны, прежней столицы Литовско-Русского государства, то можно отыскать целый ряд письменных свидетельств, в которых упоминается об этой святой иконе. Из этих записей мы видим, что она не была явлена на воротах города Вильны, а была привезена из Крыма, а именно из Херсонеса Таврического или города Корсуни самим великим князем Ольгердом Гедиминовичем (1345-1377), который взял ее в числе военной добычи из греческого храма города Корсуня. Святую икону, привезенную из Корсуни Ольгерд сначала подарил своей благочестивой супруге, хотя за неимением точных письменных указаний, в каком именно году она была привезена в Вильну, мы не можем с точностью определить, какая именно супруга Ольгерда была осчастливлена столь драгоценным даром. Ольгерд исповедовал Православие и был крещен с именем Андрей. С умножением православных христиан в Вильне и при содействии православной супруги Ольгерда, была построена деревянная церковь во имя Святой Троицы, за исповедание которой пострадали Виленские мученики. С этого времени вся окрестная местность, дотоле пустынная, стала населяться исключительно православными христианами и получила название Острого или русского Конца. При Свято-Троицкой церкви с древнейших времен существовал монастырь. Этой обители Всесвятой Живоначальной Троицы и была подарена супругой Ольгерда или лично им самим чудотворная Корсунская икона. Да и могло ли быть в тогдашней столице Литвы лучшее место для размещения греческой святыни, чем Свято-Троицкий монастырь – новоустроенный оплот и непоколебимый центр христианства, воздвигнутый на земле, пропитанной кровью принесенных в жертву за исповедание Евангельского учения жизнь свою и не убоявшихся мук, святых подвижников, трех доблестных витязей и воинов Христовых, которые черпали духовные силы перед ожидающею их и предстоящею им казнью в горячей молитве ко Искупителю и Его Пресвятой Матери Приснодеве Марии.
Углубляясь в чтение очерка об истории города Вильны за 1431 год, мы встречаем Корсунскую икону Богоматери уже не в храме монастыря Пресвятой Троицы, но в городской часовне над воротами. Эти ворота были сооружены вблизи небольшой церкви Святого Петра, ныне уже не существующей, и назывались сначала Медницкими (название происходило от пути, ведущего в великокняжеский замок Медники), потом Жмудскими, потом русскими, и только лишь в XVI столетии получили наименование Острых, по-польски Острой Брамы. Точная дата, а именно год, месяц и день, когда было совершено перенесение святыни из монастыря в скромную и, можно даже сказать, убогую часовню, до нас не дошла. Однако, о таком выдающемся событии не мог не знать великий князь, без соизволения которого, как мы полагаем, монахи никогда не решились бы на подобный шаг. Но мы вполне определенно знаем, что четырнадцатого апреля 1431 года образ уже был украшением часовни на воротах, будучи предметом благочестивого поклонения и особого уважения со стороны православных жителей Вильны. Перед ним по православному русскому обычаю теплились лампады и горели свечи. Дата 14 апреля 1431 года точно отмечена в сказаниях об этой святой иконе, как время явления, или появления ее впервые в деревянной воротной часовне. Можно вполне согласиться, что для перенесения святой иконы Богородицы из Троицкого монастыря в часовню не было более подходящего дня, чем 14 апреля – дня, посвященного празднованию памяти святых мучеников Литовских и Виленских, нетленные мощи которых почивали в указанном храме. И разве мог быть более торжественный день для православных виленцев, чем день смерти их собратий, отошедших с мученической пальмой в руках, с ясным ореолом бессмертия в счастливую и не имеющую конца вечность.

Глава 2

вдень памяти святого великомученика Георгия Победоносца по старому стилю, 23 апреля 1498 года, был совершен торжественный крестный ход при личном участии великого князя и его двора, войска и городского управления. В присутствии почти всего населения столицы, под звуки колокольного звона всех тогдашних храмов Вильны, четырнадцати православных и семи латинских, под звуки пушечных выстрелов происходила закладка главных пунктов новой стены. Но самым важным моментом этого торжества следует считать освящение места для фундамента главных ворот с большой башней, в Русском или Остром конце. Дружно и с усердием народ принялся за работу, и постепенно воздвигалась вокруг города стена, закрывая его от глаз неприятеля в тех местах, которые не были защищены ни рекою, ни горами. В высокой башне над этими воротами жители города позаботились устроить особое место для чтимой всеми святой православной иконы Богородицы. Окончив сооружение башенных ворот и самой башни, святую икону поставили в приготовленное для неё место над воротами, – с южной стороны рядом с башней. С внешней стороны башни снизу был приделан ход в виде особой лестницы. Икона была вставлена в киот, снабженный с лицевой стороны стеклом и деревянными дверцами, которые, смотря по надобности, можно было открывать и закрывать. Во время плохой погоды их полностью затворяли. Святая икона по-прежнему принадлежала Свято-Троицкому православному монастырю, братия которого регулярно совершала перед ней надлежащие молебны и акафисты, а верующие с благочестивым настроением духа посещали часовню и по христианскому обычаю прикладывались к образу.
В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь в городе Вильне, которому законным образом принадлежала Островоротная часовня, отошёл в унию.
В 1601 году монастырь был преобразован и стал базилианским. При нем было учреждено особое братство. Таким образом, Островоротная часовня, со святою в ней иконою Небесной Заступницы, очевидно, должна была перейти в ведение тех же базилиан. В какой именно православный храм первоначально она была перенесена, мы об этом не знаем. Точно известно только то, что в средине 1609 года, то есть в начале XVII столетия, Островратная икона находилась уже в приходской каменной Николаевской церкви на Большой улице. Иноки Троицкого Монастыря в конце того же 1609 года обратились в храм св. Николая с просьбой возвратить икону им, мотивируя это тем, что королевская чета имеет желание ей поклониться. 31 июля того же года и сам храм святителя Николая также отошёл в унию. Первого августа митрополит Ипатий Поцей явился в этот храм с целью поклониться святому образу Богоматери Островратной. С этого времени святая икона переходит в совершенное владение Виленского Троицкого монастыря. Святую икону перенесли из Свято-Никольская храма на прежнее ее место – в часовню Островоротной башни.В первой четверти XVII столетия между Свято-Духовским православным и Свято-Троицким базилианским монастырями возник третий латинский монастырь босых кармелитов, в их ведение и поступила Островратная часовня. Святая Корсунская икона Богородицы возвратилась и появилась на старом своем месте в часовне при Острых Воротах как принадлежность уже всецело кармелитов, которые её закрепили за собою навсегда.
26 мая 1714 года Вильну постигнул страшный удар; пожаром истреблена была часть города, причем не уцелела и деревянная часовня на Острых Воротах; икона же, охраняемая кармелитами, была спасена от всепожирающего пламени и снова поставлена в костеле св. Терезии. Целых тридцать лет икона хранилась в костеле, куда стекался на поклонение богомольный люд, а для увеличения чествования святой иконы введены были в нем в 1726 году торжественные сорокачасовые службы. Новая часовня из камня, больших размеров, во всю ширину Островоротной башни, воздвигнута была в 1744 году; в нее и перенесли икону с несравненно большим великолепием, чем это было в 1671 году. Эта часовня и есть та самая, которая доныне существует на Острых Воротах со святым образом Пресвятой Богородицы Островратной. Она устроена и приспособлена к совершению в ней богослужения по латинскому обряду.
По третьему разделу Польши, состоявшемуся в 1795 году, Вильна отошла к Российской империи. Между тем, постепенно росло значение и богатство часовни, которая стала почитаться поляками, как религиозно-политический памятник. В это же время в часовне был установлен орган. Однако, в 1812 году часовня, также как и монастырь кармелитов вместе с костелом св. Терезы, сильно пострадала и была даже поругана солдатами Наполеона Бонапарта. Французы не постеснялись отвести эти здания под помещения воинов, причем алтари и многие иконы были уничтожены. Не избежала повреждений и икона Остробрамской Богородицы.
В 1823 году, при часовне было основано братство, и в печати появилась изданная кармелитами на польском языке реляция о чудотворной иконе Пресвятой Марии Девы, что на Острых Воротах. Наступил 1826 год, когда был объявлен юбилей по случаю исполнения 100 лет со времени установления сорокачасового богослужения в Островоротном костеле кармелитов. Этот юбилей продолжался целый год. Десятки тысяч народа прибывали в Вильну. В 1829 году Остробрамская ча­совня была великолепно украшена. Рядом с ней была устроена галерея, причем лик Непорочной Девы был обновлен. Полагают, что в ту эпоху на иконе еще была заметна существовавшая на ней славянская надпись с хвалебной песнью в честь Пречистой: „Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим”.
В 1844 году костел св. Терезы, переименованный в Остробрамский, был преобразован в приходской, часовня же со святой иконой поступила в ведение римо-католического духовенства.
Святая Корсунская икона Богородицы имеет два с половиною аршина высоты и два аршина ширины. Написана она на доске, или точнее говоря, на двух соединенных твердых дубовых досках. На лике Богородицы можно заметить ровный продольный шрам, появившейся вследствие осадки красок по линии соединения досок. Изображена Богоматерь на иконе одна, без младенца Иисуса Христа, несколько наклоненная в правую сторону. Блаженный лик выражает глубочайшее спокойствие и благоговейную скромность, щеки покрыты тусклым румянцем, а руки на груди сложены крестообразно. Все изображение поясное. Святая Дева, как следует думать и веровать, представлена в момент величайшего события для целого Мира, в момент архангельского благовестия о воплощении, наитием Святого Духа, Сына Божия и рождения от Неё Богочеловека. Однако это изображение Благовещения является неполным, – ему недостает фигуры архангела Гавриила, который нередко пишется на отдельной доске. Вследствие того, что икона ныне покрыта металлической позолоченной ризой, из целого образа мы можем видеть только лик и руки Божией Матери.
Над головой в ризе прикреплена двухъярусная корона и по всем направлениям от лика идут длинные лучи, а под иконой большое изображение луны, сделанной из металла, которая служит как бы подножием для Пречистой.
Такова святая Корсунская или Остробрамская икона Божией Матери Благовещения, находящаяся ныне в ведении римско-католического духовенства в г. Вильнюсе в часовне на Острых воротах. Как древняя православная святыня, она пользуется и у местного и вообще русского православного населения, насколько это можно видеть, большим уважением и почитанием, имеющим чисто и строго религиозный характер, хотя православное богослужение перед ней уже не совершается. Хотя и в наше время Пресвятая Богродица дарует верным чадам новые чудеса и милости!

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая!

Редактор :
Настоятель храма в честь Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери.
Архимандрит Иона (Радзивил).
Киев, 2010 г.

(1298)